Cитуация на рынке грузоперевозок
В нашей статье мы поговорим о ситуации на рынке грузоперевозок. Стоимость перевозок грузов в 2022 году в среднем увеличилась на 20%. По определенным сферам ожидается рост до 40%. К тому же на 20% прибавилась средняя длительность рейса. Таковы основные итоги исследования VEB Ventures, в процесс которого были оценены данные порядка 50 000 фирм-перевозчиков, подсоединенных к цифровой платформе Deliver.
Пандемия внесла значительные поправки в образ жизни российских граждан. Изменение структуры потребления воздействовало на все сферы рынка, в том числе грузоперевозки, и побудило рост темпов цифровой трансформации отрасли.
В 2021 году ежемесячное количество поставок менялось значительно, то резко сокращалось количество, то, наоборот, возрастало. В 2022 году ситуация стала более понятной с точки зрения масштабов, но менее прогнозируемой с точки зрения цены поставки: количество транспортировок возвратилось к доковидным временам и находится на отметке рынка 2019 года.
При этом средний объем поставок в текущем году возрос на 20% по сравнению с прошлогодними данными. Это объясняется нехваткой доступного транспорта, который случился из-за массы структурных поправок рынка: обелением рынка, увеличением стоимости запасных частей, переводом водителей как рабочей массы в иные сферы (например, на работу курьерами, оплата у них более высокая), а также с выходом с рынка мелких участников.
Драйверы роста в 2022 году
Вакцинация получает все большее распространение, карантинные запреты в нашей стране и ряде европейских государств понемногу отменяют. Из этого становится понятно, что в 2021-м отложенный спрос на путешествия, закупки по магазинам, личные встречи выйдут на новый более активный рубеж. Это простимулирует рост рынка грузоперевозок. Ведь отрицательная динамика в 2020-м была спровоцирована пандемией. Если ее убрать, стартует быстрое обновление спроса на логистические услуги.
Исследование рынка грузоперевозок показало, что дополнительным толчком к росту количества грузоперевозок в РФ будут нацпроекты. На их осуществление в 2021-м году потратят 2,5 триллиона руб., а в 2020-м выделили 2,15 триллиона. Практически все эти деньги остаются в местной экономике и активируют внутренний расход. Поэтому рост будет демонстрировать и логистика.
Минувший год выделился ростом автоперевозок из РФ в Китай. Новые трассы, подписание Китаем новые контракты об автомобильных поставках и отмена “маршрутного принципа” позволили приступить к работе в данном направлении еще в 2019 году. В 2020-м рынок активно возрастал, крупные операторы открывали в Китае свои офисы, мелкие просто переориентировались с направлений по РФ на трансграничные поставки. Участники рынка отмечают, что тенденция наблюдается и в 2022 году.
Увеличению количества поставок из Китая способствует развитие электронной торговли. Граждане все активнее совершают покупки онлайн, чаще всего на китайских торговых площадках. Рубеж беспошлинного ввоза в 2020 году снизили до 200 $ и сейчас его применяют к каждой отдельной посылке. Это увеличивает спрос, в частности, в регионах. В результате 2020-й выделился увеличением такого типа доставок и нагрузки на логистических исполнителей. И у этого направления нет причин приостановления роста в 2022 году.
Для сокращения расходов многие онлайн ритейлеры, прежде всего торгующие дорогой продукцией, вынуждены размещать склады в РФ. Это увеличивает спрос на складскую логистику и фулфилмент. Таким образом e-commerce станет драйвером развития логистики в ближайшее время. Российские регионы также демонстрируют развитие, хоть и не так быстро, как ожидалось. Местный транспортная логистика растет вслед за торговлей: увеличивается количество продукции повседневного спроса, для этого поставщикам нужно находить оптимальные маршруты поставки в сельских регионах.
Сборные грузы против выделенного транспорта
Изменения на рынке грузоперевозок спровоцированы и тем, что с увеличением количества онлайн-торговли увеличился и спрос на транспортировку сборной продукции. Многим логистическим операторам это дало возможность для урезания расходов и расширению клиентской базы. В плюсе оказались перевозчики, среди крупных заказчиков которых были известные интернет-магазины, ритейлеры, фармацевтические предприятия. Что интересно, здесь гибкость проявили малые и средние игроки, а между тем многие ведущие транспортные организации показали некоторую «небрежность» и нежелание адаптироваться под трансформирующийся рынок.
На данный момент можно отметить то, что рынок грузоперевозок в РФ довольно хорошо пережил кризис и пришел в норму. Более успешными получились те предприятия, которые сумели своевременно отказаться от опасных инвестиционных проектов и адаптироваться под актуальные запросы клиентов.
Какие проблемы ждут нас
Сложно сказать, когда конкретно закончится пандемия. Согласно прогнозам экспертов, общий экономический спад будет существенной. Последствия остановки экономики будут намного более сложными и могут спровоцировать новый кризис. Процесс всеобщей вакцинации может затянуться на годы из-за ограниченного количества препаратов, а поэтому ограничения будут сохраняться еще длительное время. Все это общемировая ситуация, которая коснется и нашей страны.
Негативная ориентация в мире может отразиться на существующие сложности экономики России. Рост ВВП уже пару лет находится на нулевом рубеже, отток капитала не останавливается, количество вложений сокращается. И эти тенденции будут и в этом году, поскольку напрямую зависят от политической ситуации.