Экспертиза повреждения груза
Довольно распространены ситуации при грузоперевозках, когда товар доставляется ровно в срок, в надлежащем состоянии, а вот принимающая сторона его не забирает. Именно на финальном этапе возникают разные споры между заказчиком и перевозчиком. Следует отметить, что процедура приема груза не является трудной, однако имеет определенные моменты.
На финальном этапе тот, кто перевозил груз, обязан передать его заказчику, информация о котором отражена в транспортной накладной. Перед началом грузоперевозки перевозчик должен связаться с заказчиком и уточнить точную дату поставки товара. В свою очередь, заказчик обязан в назначенное время обеспечить место для поступления груза, а также для хранения.
Все грузы, которые перевозят в специальных контейнерах с пломбой, заказчик обязан принять без проверки состояния и целостности. В ходе приемки такой товар не взвешивается. Это же правило касается стандартной продукции. Что касается штучной продукции, то она также принимается без измерения веса.
Экспертиза повреждения груза при перевозке – это анализ качества продукции, который производится посредством высококвалифицированных и опытных исполнителей, с целью оценки представленных образцов, соответствию требованиям технических правил, государственных стандартов.
Этапы оценки повреждения груза
Последовательность действий при выявлении повреждения товара перевозчиком такова:
-
Подготовка акта. При обнаружении факта порчи его надо зафиксировать. В акте отмечается дата, времени и места выявления порчи. При недостаче товара нужно взвесить его и рассчитать величину ущерба. Коммерческий акт подготавливается грузоперевозчиком, но, получатель либо уполномоченное лицо также имеют право подготовить документ. Также нужно сделать снимки, как при подготовке процессуальных протоколов. С актом должен ознакомиться перевозчик, внести поправки.
-
Определение обстоятельств повреждения товара. Если поломка, утрата произошли по вине исполнителя (авария, поломка техники из-за невыполнения техники безопасности), а не из-за форс-мажорных обстоятельств, особых качеств груза, то именно он должен компенсировать ущерб. Для определения обстоятельств, по которым товар был поврежден, может потребоваться проведение экспертизы или привлечение экспертов. Однако это актуально только в том случае, если стороны не смогли договориться.
-
Составление претензии. После определения величины ущерба надо попробовать решить конфликт во внесудебном порядке. Письменная претензия направляется заказным письмом. На ее рассмотрение не должно уходить больше месяца. Правила составления претензии определяются транспортными кодексами и нормами. В случае, если клиент предоставил не все документы, транспортная фирма может запросить недостающие.
-
Подготовка иска в суд. После получения негативного ответа на претензию либо оставления ее без рассмотрения, отправитель груза может обратиться в суд. На этого у него есть 12 месяцев.
Страховщик
Как правило, в случае утраты партии во время грузоперевозки величина страховой выплаты определяется по итогам осуществления сюрвейерского осмотра и независимой экспертизы. В подобных случаях экспертиза производится с возможности или невозможности восстановления товара, а также обстоятельств его порчи. От этого напрямую зависит величина страховой выплаты, а в ситуации, когда происшествие попадает в список изъятий по договору – выплату не производят.
В иных случаях, подпадающих под определение страховых, страховщик производит выплату на величину, необходимой для осуществления ремонта.