Наверх
Статьи
Статьи
Все о грузоперевозках —
подробно и понятно

Ответственность грузоотправителя за повреждение груза

В процессе транспортировки грузов не исключается риск повреждения. Когда этот момент наступил, необходимо определить, кто несет ответственность и компенсирует убытки. Каждая компания, специализирующаяся на предоставлении транспортно-логистических услуг, лично заинтересована в качественном предоставлении услуг. Недобросовестные организации предпочитают напоминать, что существует ответственность грузоотправителя за повреждение груза, и поэтому именно он обязан понести финансовое наказание. Но подобное происходит далеко не всегда.

Ответственность перевозчика

В соответствии с положениями статьи 796 Гражданского кодекса, в обязанности перевозчика входит обеспечение сохранности груза, доверенного ему, начиная с того момента, когда груз попадает на транспортировку. Требование теряет юридическую силу после того, как грузополучателю передали товар, тот провел визуальный и/или технический осмотр (при наличии такой возможности).

Например, при перевозке доверенный груз потерял целостность, то есть, повредился. Наступает ли ответственность перевозчика за повреждение груза? Несомненно. Но есть ситуации, когда ответственности можно избежать. Для этого достаточно убедительно доказать, что возникновение порчи произошло в силу обстоятельств, которые невозможно было предотвратить, и устранение которых никак не могло зависеть от логистической организации.

Если доказать это невозможно, транспортной компании необходимо компенсировать ущерб, причиненный в процессе транспортировки. В соответствии со вторым пунктом вышеприведенной статьи, ущербом является величина сумма, на которую произошло снижение стоимости испорченных грузов. Перевозчик обязан помнить, что при компенсации ущерба он не будет становиться полноценным владельцем партии груза. Подобная ситуация допускается исключительно по результатам составления договора купли-продажи.

Отвечает ли отправитель?

Хоть и количество ситуаций, когда ответственность за повреждение груза ложится на грузоотправителя, достаточно мало, на практике они все равно существуют. Например, после погрузки вещь недостаточно надежно закрепили на вагоне, либо упаковка не соответствовала качеству, регламентированному действующим требованиям. При вхождении в очередной поворот машинист выбрал правильную скорость, но в результате груз сместился или полностью выпал из собственного места. На ком будет вина? Ответ: на отправителе груза. И причина заключается в том, что грузоотправитель несет личную ответственность за качество крепления к вагону подвижного состава.

В соответствии с действующими нормативными актами, при подготовке груза к транспортировке отправителю необходимо организовать процедуру таким образом, чтобы в дальнейшем это не привело к возникновению опасной ситуации. А именно опасная ситуация и становится причиной повреждения или гибели груза. Кроме того, собственными действиями грузоотправитель несет полную ответственность за возможное повреждение железнодорожного транспорта. Кроме того, нормативная документация требует от грузоотправителя персонально осуществить погрузку в транспорт. Но указанное требование практически потеряло актуальность, поскольку крупные грузоперевозчики предлагают собственную помощь в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, задействовав материально-техническую базу из собственного парка. Исключением являются ситуации, когда погрузка осуществляется непосредственно на территории предприятия-заказчика. Например, когда отправитель – компания, занимающаяся хранением и подготовкой зерна к продаже. Логично предположить, что в таком случае предприятие самостоятельно погрузит сырье в вагоны, а задача грузоотправителя – своевременно их доставить.

Что делать в случае обнаружения порчи?

Груз успешно погружен на железнодорожный состав, находясь в целостности и сохранности; качество креплений заблаговременно проверено, нарушений не обнаружено. Кто в таком случае несет ответственность за повреждение груза при перевозке, когда фактически товар уже доставлен, и при этом обнаружены следы порчи/утраты? Ответ: перевозчик.

В начале нужно не паниковать, а приступать к инспектированию происшествия. Проводится тщательный осмотр, фиксация внешних нарушений. Благодаря этим сведениям получится составить соответствующий акт. Когда ситуация спорная, придется оперативно вызывать эксперта, способного самостоятельно установить величину ущерба. Для экономии времени этой работой следует заняться на территории торгово-промышленной палаты региона, куда доставлен груз.

На следующем этапе проводится составление официальной документации о повреждении груза. Подготовка акта осуществляется вместе с грузополучателем – на следующий день, либо в день получения – это закреплено действующими нормами законодательства.

В документации отмечаются такие сведения, как:

  • тип повреждений и величина ущерба;
  • дата и место подготовки акта;
  • инициалы каждого участника подготовки акта;
  • подписи каждого человека, указанного ранее.

Не исключены ситуации, когда сотрудники транспортной компании, пытаясь возложить ответственность за утрату повреждение груза на отправителя, отказываются подписать акт. Закон в таком случае полностью защищает получателя, предоставляя возможность подготовить документ в одностороннем порядке. Далее достаточно письменно уведомить руководство транспортной организации о регистрации этого документа.

Составление акта завершено, теперь стоит начинать составление претензии к грузоперевозчику. Бланк должен содержать всю полезную информацию о доставке и сложившихся обстоятельствах. Например, характер повреждений, место и дату проведения доставки. Приложениями должны выступать копии каждого сопроводительного документа, оформленного на этапе сотрудничества. Длительность рассмотрения обращения составляет не более одного месяца с момента передачи документа. Не исключены ситуации, когда отправитель груза не согласен с ответом грузоперевозочной компании. Тогда уже придется составлять исковое заявление и отправляться в местный арбитражный суд.

Последние статьи
Сезонные товары — это продукция с ограниченным временем спроса, которую нужно не только доставить вовремя, но и сохранить в товарном виде до момента реализации.
Передача груза перевозчику — не просто этап в логистической цепочке, а зона потенциальных потерь. Повреждения, задержки, доначисления на перевес или отказ в приеме — все это, как правило, связано не с самим транспортом, а с недочетами на стороне отправителя.
Внутренняя логистика в России — это не просто перемещение груза из пункта А в пункт Б. Это задача с множеством переменных: география, сезонность, состояние инфраструктуры, плотность транспортных потоков, стоимость плеча.
Актуальные новости
04.04.2025 10:00:00
Перевозки в Красноярск из Москвы автомобильным транспортом
04.04.2025 10:00:00
Перевозки в Новосибирск из Москвы автомобильным транспортом
04.04.2025 09:00:00
Изменение тарифов на перевозку сборных грузов с 04.04.25 г.
Акции
«Рейл Континент» предлагает Вам воспользоваться выгодной акцией, действующей на сборные грузоперевозки по всем направлениям**.