Перевозка наливных грузов
Наливные грузы – это вещества и смеси, находящиеся в жидком состоянии, для транспортировки которых используется автомобильный, железнодорожный, морской транспорт.
Категория грузов
Наливные грузы классифицируются двумя категориями:
- Опасные. Это смеси и жидкости, которые могут нанести вредное воздействие здоровью людей и окружающей среде. К ним относятся виды топлива (дизель, мазут, бензин). Продукты нефте-и химической промышленности, такие, как едкие щелочи, кислоты, окислители с растворителями, разные смолы тоже в списке опасных грузов.
- Пищевые. В данной категории находятся пищевая продукция в жидкой субстанции, корма для животноводства, этиловый спирт.
Неопасными грузами являются фармацевтическая продукция и сырье для производства косметических препаратов (глицерин, скипидар, ланолин и др).
Емкости для транспортировки
Для перевозки наливом используются специальные резервуары с тройной сварной конструкцией. Внутренний слой их выполнен из прочного, инертного к жидкости металла. Средний- из материала с термоизоляционным свойством. Корпус резервуара отличается ударопрочностью, стойкостью к разным воздействиям внешней среды. Внутри емкость разделена перегородками- волнорезами вертикального характера. Оборудование для перевозки жидких составов оснащено термометрами, манометрами, дыхательными клапанами, для контроля состояния перевозимого груза. Системы охлаждения и подогрева регулируют температурный режим налива.
- Распространенным видом емкости является грузовая цистерна, выполненная в форме цилиндра, устанавливают ее на платформы железнодорожного и автотранспорта.
- Активно применяются для перевозки танк-контейнеры с металлическим прочным каркасом.
- В танкерах жидкий груз доставляется на морских и речных судах. В данном случае оборудование служит транспортным средством и перевозочной цистерной.
- Флекситанк, изготовленный с применением полимеров, является гибкой емкостью для одноразовой перевозки неопасных грузов.
Физико-химические особенности грузов
Чтобы сохранить пригодность и массу перевозимых товаров, надо к выбору емкости для транспортировки подходить очень внимательно, с учетом физико-химических особенностей жидкой субстанции.
Следует учитывать ключевые параметры:
- Плотность жидкости. Данный показатель связан с температурой среды. Нагрев вызывает расширение или увеличение объема.
- Текучесть, вязкость. Жидкости с повышенной текучестью требуют дополнительного подогрева, чтобы не было проблем при сливании.
- Застывание. К примеру, битум и жидкий асфальт обладают свойством застывания. Чтобы исключить застывание при сливе и наливе, надо выбирать подходящую емкость с подогревом или охлаждением.
- Испаряемость. При определенных температурных условиях некоторые вещества начинают испаряться. Такое свойство может привести к потере части груза во время транспортировки.
- Коррозийность. Чтобы исключить разъедание щелочами и кислотами, надо выбирать устойчивые к коррозии цистерны.
- Токсичность. Надо опасаться от испарений вредных для организма химических веществ.
- Йодное и кислотное число. При транспортировке пищевых продуктов надо использовать емкости со специальным покрытием, чтобы не было окисления, процесс которого может вызвать порчу и изменение вкусовых качеств.
При организации перевозки надо учитывать эти свойства жидких грузов и выбрать подходящий транспорт с емкостью.
Правила доставки
Перевозка наливных грузов занимает самое первое место по сложности, так как при транспортировке надо соблюдать безопасность доставки, обеспечить сохранность, качество с объемом товара. Для этого все емкости оснащаются специальными датчиками и механизмами, чтобы можно было контролировать, потом привести к стабилизации параметров при транспортировке. Для каждого вида наливного груза должен использоваться соответствующий тип емкости. ГСМ с бензином перевозится в бензовозах, для темных видов нефтепродуктов, как мазут и битум, есть свои специальные цистерны и емкости.
Если в резервуаре перевозился битум, то его категорически нельзя использовать для бензина. Есть специально приспособленные модели средств транспорта с емкостями для заливки нефтепродуктов, химических и пищевых жидких грузов. Перед каждым рейсом с доставкой любую емкость надо продезинфицировать способом пропарки, чтобы качество перевозимых продуктов сохранилось.
Автотранспорт для перевозки жидкой продукции
Перевозка наливных грузов автомобильным транспортом считается самым распространенным и востребованным видом доставки любой продукции жидкой субстанции. Использование цистерн, резервуаров и других емкостей избавляет от необходимости тары и упаковки товара, расходы на процесс погрузки-разгрузку существенно снижаются, так как ручной труд исключается. Молоко, пиво или квас можно перевозить для розничной торговли в емкостях с вместимостью 100-200 литров.
Перевозка наливных грузов автотранспортом выполняется с помощью автоцистерн на прицепах или полуприцепах грузового автомобиля. Обычно выполняется доставка таких жидких продуктов:
- разливного молока, молочных продуктов, пива;
- растительного масла, топленого жира;
- фруктово-ягодных пюре, соков, патоки;
- сусла, винной продукции.
Каждый из видов жидкого пищевого груза надо перевозить, строго соблюдая все условия, предъявляемые нормативными бумагами. Чтобы сохранились вкусовые качества, товарный вид продукции, надо организовать доставку, придерживаясь температурного режима, сроков перевозки по требованию заказчиков.
Чтобы пищевая продукция не пропитывалась посторонними запахами, не прогоркла, для таких наливных субстанций надо использовать стерильные емкости с герметичным светонепроницаемым свойством. Материал, из которого выполнен резервуар, не должен вступать в реакцию с транспортируемым продуктом. Таким специальным металлом является алюминий с нержавеющей сталью, транспортировка в емкостях из этих материалов обеспечивает высокое качество и сохранность заявленной массы наливных продуктов, это особенно важно при доставке на дальние расстояния.
Автоцистерны, используемые для перевозки пищевых наливных грузов, должны обеспечиваться санитарным паспортом на прицепы.