Повреждение груза при перевозке
Повреждение груза в процессе реализации логистических процессов во время выполнения сборных грузоперевозок — одна из наиболее частых и типичных проблемных ситуаций, возникающих у его участников, а обеспечение сохранности груза при перевозке — одна из основных задач.
В целях объективного определения размера ущерба и ответственной стороны по нему крайне важно предпринимать четкие и вполне конкретные меры для фиксации факта произошедшего инцидента и, желательно, с участием третьей стороны.
Независимый сюрвейер повреждений — незаменимый инструмент для этих целей.
Повреждение груза
Далее рассмотрим решение возникших проблем при повреждении груза для каждого из для участников процесса.
Грузоотправителю
При обнаружении повреждения груза в момент его выдачи перевозчиком, необходимо соблюдать ряд рекомендаций:
- Во-первых, не стоит откладывать осмотр груза «на потом». Груз необходимо осматривать непосредственно при выдаче, в противном случае доказать, что повреждения были получены именно при перевозке, будет практически невозможно.
- Во-вторых, необходимо письменно зафиксировать полученные повреждения, перечислив их в соответствующем акте с участием перевозчика.
- В-третьих, при наличии малейших сомнений в надлежащей фиксации состояния перевезенного имущества рекомендуется привлечь независимого специалиста, который на месте зафиксирует характер и степень повреждений с предоставлением отчета.
Грузополучателю
Порядок действий грузополучателя в общем и целом совпадает с действиями грузоотправителя:
- Необходимо максимально полно отобразить характер и степень повреждений, причиненных грузу со ссылкой на товаросопроводительные документы, во избежание дальнейших проблем, как с идентификацией груза, так и размером причиненного ущерба.
- Необходимо произвести фотосъемку испорченного груза и, при возможности, видеосъемку с оформлением соответствующей отметки в транспортном документе.
- Сюрвейерский отчет позволяет на старте устранить возможные разногласия и сократить сроки урегулирования возникшего убытка.
Грузоперевозчику(транспортной компании)
Перевозчик несет ответственность за сохранность принятого груза до момента его выдачи.
Зачастую перевозчик при обнаружении повреждений груза отказывается от подписи в акте или отчете, считая, что отсутствие подписи может освободить перевозчика от ответственности за повреждение груза.
На самом деле это не так, и в случае отказа одной из сторон от участия в составлении документов, подтверждающих факт повреждения или отказа от подписания таких документов, вторая сторона вправе подписать документ в одностороннем порядке. В таком случае отказавшаяся сторона лишается возможности проверить объективность и достоверность изложенных данных и впоследствии их оспорить.
При составлении актов (отчетов) о состоянии груза каждая из сторон вправе привлекать к участию третью, независимую сторону или выражать свое несогласие с содержанием документов, письменно аргументируя свою позицию.
Экспедитору
Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, которые могут освободить экспедитора от ответственности за порчу груза, среди них – ненадлежащая упаковка груза (за исключением случаев, когда поврежденный груз был упакован непосредственно экспедитором).
Также, как и перевозчик, экспедитор обязан присутствовать при фиксации факта повреждения груза. При этом акт, составленный без участия экспедитора или при условии его ненадлежащего уведомления будет являться недействительным.
При наличии повреждений упаковки при приеме груза к перевозке экспедитор обязан внести соответствующую отметку в накладную.
В случаях, когда при приемке нарекания к состоянию упаковки отсутствовали, точные причины повреждения груза уже после его выдачи поможет определить независимая экспертиза.
Страховщику
Как правило, в случае порчи груза при перевозке размер страховой выплаты определяется по результатам проведения сюрвейерского осмотра и независимой оценки.