Рост грузоперевозок в России
На сегодняшний день на транспортно-логистическом рынке РФ первое место принадлежит грузоперевозкам с использованием различных видов ТС. При этом большую часть из них составляют автодоставки. Они пользуются неизменным спросом вне зависимости от макроэкономической ситуации в нашей стране.
Как показывают данные статистики, за 2017 год объёмы грузооборота автотранспорта в РФ возросли незначительно — всего лишь на 1,2 %. В 2018 году рост также был не слишком заметным. По экспертным оценкам, весь рынок грузовых перевозок на данный момент составляет от 800 до 1000 миллиардов рублей в год. Около 15–20 % от суммарного объема принадлежит сегменту сборных грузоперевозок. И, кстати, именно он на данный момент имеет максимальный потенциал и фактический рост. Хотя он больше заметен именно в денежном выражении, а не в натуральном.
Оценивая доходность с тонно-километра, можно сделать однозначный вывод: на один тонно-километр сборных автоперевозок грузов этот показатель значительно выше, чем в сегменте FTL. Прирост в 2018 году (в сравнении с 2017 г.) в этой области составляет больше 5–7 % при условии, что общее увеличение во всей сфере грузоперевозок соответствует максимум 1,5 %.
В 2018 году на положение на рынке позитивно повлияли следующие факторы:
- Отмечается общая отрицательная динамика роста числа организаций, регистрируемых в России. Но для новых представителей бизнеса, которые заняты в обрабатывающей, торговой или строительной областях, прирост составил почти 90 %. Важно отметить, что экономика каждой сферы в отдельности, а также обобщенно напрямую зависит от доли транспортных затрат в себестоимости продукции или услуги.
- Доля аутсорсинга транспорта, а также складских операций непрерывно растет в структуре сельского хозяйства, электронной коммерции и ритейла.
- Постепенно происходит движение в сторону создания транспарентных условий оказания транспортных услуг. Особенно это касается сферы автоперевозок.
Говоря о прошедшем годе, нельзя не отметить и события, которые произошли в области государственного регулирования. Она вступила в фазу качественных трансформаций. В частности замечается очевидный рост популярности «Платона». Например, в 2018 году число зарегистрированных ТС стало больше одного миллиона. Также было принято решение ввести глобальную систему, обеспечивающую автоматический весогабаритный контроль. Функции надзора и администрирования в этой области были переданы Ространснадзору. Нельзя не сказать и о начале адресной поддержки рынка грузовой техники со стороны государства.
Конечно, трудностей в этой области еще достаточно. Однако создается ощущение, что именно 2018 год стал если не переломным, то точно значимым с точки зрения перехода от нерегулируемой и теневой модели к структурированию и созданию базиса, состоящего из логичных и понятных норм, правил игры для участников рынка грузоперевозок.