Транспортировка наливных грузов
Наливные грузы – это такие грузы, которые находятся в жидком, сжиженном или газообразном агрегатном состоянии. К ним чаще всего относят воду, спирт, растительное масло, пропан/бутан, щелочи с кислотами, а также нефть и продукты ее переработки. Все эти вещества разделяются на условные группы:
- Пищевые продукты
Для их перевозки необходимо соблюдение санитарно-гигиенических норм и особого температурного режима. Жидкости наливают только в чистые, обеззараженные емкости.
- Химические продукты
Из-за своей агрессивной природы химические продукты должны содержаться в автоцистернах с повышенной прочностью, не допускающих попадания внутрь различных примесей.
- Нефтепродукты:
- Темные (содержащие остатки первичной и вторичной переработки нефти, обладающие темной окраской: мазут, гудроны, битумы и вакуумные газойли).
- Светлые (не содержащие тяжелые нефтяные фракции, обладающие оптическими свойствами и близким к прозрачности цветом: дизтопливо, бензин, керосин).
- Сжиженные газы
Перевозка в цистернах производится в охлажденном состоянии или под высоким давлением. Основная особенность такого груза заключается в необходимости специального транспорта, а именно цистерн, танк-контейнеров, автомобилей и бункеров.
Используемый транспорт
Перевозка наливного груза может осуществляться тремя путями:
- На железнодорожном транспорте.
- На автомобильном транспорте.
- На водном транспорте.
Перевозка наливного груза ж/д транспортом
Жидкие грузы железнодорожным транспортом перевозят в бункерных полувагонах и специальных цистернах. Наиболее подходящими для транспортировки являются 4-осные и 8-осные автоцистерны. Их можно различать между собой по виду перевозимой жидкости и ее особенностям. При перевозке скоропортящихся веществ емкости снабжаются охлаждающим оборудованием. А для доставки вязких или быстро застывающих смесей созданы цистерны с подогревающим оснащением, которое предназначено для теплоизоляции. Отличным примером такого груза является битум, обладающий высоким уровнем вязкости и быстрым «затвердеванием». Его необходимо перевозить в полувагонах бункерного типа – это двухосные и четырехосные платформы с самоопрокидывающимися бункерами, имеющими двойные стенки и двустворчатые крышки. При выгрузке их опрокидывают на бок, и груз легко доставляется в приемную яму Преимущества железнодорожных перевозок:
- Безопасно. По статистике, на железных путях аварии и несчастные случаи происходят реже, чем на автомобильных дорогах.
- Практично. Неладные погодные условия не влияют на осуществление перевозки грузов.
Перевозка наливного груза автомобильным транспортом
Для доставки жидкого груза до места назначения используют следующие емкости:
- Автоцистерны. Они различаются по типу перевозимого вещества. В изотермах легко регулировать температурный режим, однако в стандартных контейнерах такого приспособления нет. Изотермы обычно используют для транспортировки скоропортящихся веществ, поскольку необходимая температура там будет сохраняться на протяжение суток. Далее изотермическая автоцистерна сможет потерять всего 1-3 градуса Цельсия. Существует также цистерна с паровой рубашкой. Она имеет тепловое оборудование, которое обеспечивает нужную температуру с помощью пара. Они обладают автономным подогревом и могут держать тепло до самого конца пути
- Танк-контейнеры. Они имеют нечто общее с контейнерами и автоцистернами. В их строение входит сама цистерна и рама на базе двадцатифутового контейнера. Зачастую их используют для доставки нефтепродуктов и токсичных грузов, поскольку конструкция позволяет отсоединить емкость от грузового транспорта и переместить на другой.
Преимущества автомобильных перевозок:
- Удобство доставки. По сравнению с другими вариантами, автомобильный транспорт доставит груз «к порогу» любой торговой точки, завода и т.д.
Перевозка наливного груза водным транспортом
Классификация наливных грузов на «воде»:
- Нефтепродукты.
- Вещества, наиболее опасные для водной среды.
- Вещества, неопасные для водной среды.
Наливные грузы погружаются в танк-контейнеры или флекситанки (гибкие мешки для перевозок неопасных химикатов и пищевых жидкостей) и перевозятся по морским путям на специальных контейнеровозах. Для наливных грузов больших объемов используют танкеры – грузовые самоходные суда грузоподъемностью от 150 до 500 тысяч тонн. Перевозимая жидкость наливается в отсеки, состоящие из двойных стенок дна и бортов. Преимущества морских перевозок:
- Выгода. Наряду с железнодорожными и автомобильными видами перевозок водная транспортировка является самой низкой по себестоимости.
- Объем. Ни один вид транспорта не сравнится по грузоподъемности и вместимости с морским судном.
- Качество. Согласно статистике, перевозки на морском судне отличаются самым низким показателем порчи или потери груза вследствие аварий или стихийных бедствий (всего 1-1,5%).
- Большой масштаб. Морская транспортировка является самым эффективным вариантом перемещения груза между континентами.
Документы
- Для перевозки пищевых жидкостей требуются санитарно-гигиенический и ветеринарный сертификаты, а также сертификат соответствия санитарно-гигиеническим и экологическим нормам. Следует обратить внимание на то, что перед погружением пищевого груза емкость должна быть тщательно промыта, пропарена и дезинфицирована.
- На химические наливные грузы необходим паспорт о безопасности перевозимых веществ.
- Самый большой список документов необходим для перевозки опасных наливных грузов. Перед отправкой необходимо проинформировать перевозчика об особенностях груза, условиями транспортировки и действиях в случае аварии. Эту информацию можно также найти в аварийной карточке опасных грузов (АК).