«Цифра» в сфере грузоперевозок: технологии влияют на логистику уже сегодня
В Москве прошло отраслевое мероприятие «Транспортная неделя-2018», в рамках которого эксперты и специалисты обсудили острые вопросы в области перевозок и транспорта. Одной из ключевых тем стала цифровизация процессов. По мнению участников мероприятия, современные технологии помогают бизнесу экономить не только временные, но и финансовые ресурсы, так как оптимизируется весь процесс перевозок. Уровень цифровизации напрямую зависит от «масштаба» логистической компании. Чем она крупнее, тем больше у нее возможностей для приобретения или разработки кастомизированного софта, а значит, и для оперативного внедрения технологий.
В рамках мероприятия был подписан протокол собрания учредителей, а также собрана ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». Министерство транспорта поддержало инициативу, связанную с созданием соответствующей платформы. Более того, было выбрано и обозначено несколько основных направлений в работе на ближайшие 10–15 лет:
- организация мультимодальных грузоперевозок;
- управления транспортными средствами и цифровой транспортной инфраструктурой на базе единых стандартов и телематических платформ;
- обеспечение транспортной и функциональной безопасности.
Экспертами высказано мнение, что компетентное решение этих задач поспособствует созданию транспортных коридоров, которые помогут развить транзитный потенциал нашей страны.
В начале ноября текущего года Министерством транспорта был проведен конкурс на разработку концепции по созданию цифровой платформы транспортного комплекса (сокращенно ЦПТК). Разработчикам, участвующим в данном проекте, необходимо представить:
- техническое задание для запуска пилотной зоны;
- финансово-экономическое обоснование затрат, необходимых на создание платформы;
- варианты или способы интеграции платформы с уже используемыми цифровыми системами транспортного комплекса, то есть с «Платоном», ЭРА ГЛОНАСС и т. д.
Необходимость создания единой цифровой платформы для транспортного комплекса назрела в нашей стране уже давно. Государству она позволит контролировать соблюдение актуальных норм и законов, а перевозчикам — оптимизировать расходы, маршруты и сроки перевозки. В целом, она положительно повлияет на рост грузооборота. «Составляющей» такой системы являются цифровые сервисы, с помощью которых можно осуществлять мониторинг транзита экспортно-импортных отправлений, а также международного проекта «Один пояс — один путь». Создание такого инструмента входит в план программы «Цифровая экономика». Тем не менее, для ее реализации необходимо согласовать единые стандарты дорожной инфраструктуры, документооборота и оказания услуг.
Также требуется единый регламент на все возможные инциденты. Решить эти задачи под силу лишь профессиональному комитету, который включает и крупных отраслевых игроков. На данный момент, к сожалению, его не существует.
Говоря о транзитном потенциале, нельзя не отметить необходимости в использовании выгодного географического расположения РФ (между Азией и Европой). Например, поток товаров из Китая в Европу складывается в сумму 500 миллиардов долларов в год. На данный момент грузы переправляются по морю, что значительно дороже и дольше, чем доставка автотранспортом. Для организации более выгодной и удобной доставки «по суше» нужно «создать» так называемый Зеленый коридор. Технически реализовать возможность безбарьерного «передвижения» грузов можно лишь за счет введения:
- электронного документооборота;
- электронных пломб;
- концепции «физического интернета».
Кстати, пилотный проект применения электронных пломб уже реализован РТИТС (то есть оператором системы «Платон»), а первые наработки в сфере «физического интернета» были сделаны в 2017 году компанией «Деловые Линии», работы по этому направлению ведутся и по сей день.
Цифровые решения в рамках некоторых крупных компаний уже внедрены, они на практике доказали свою эффективность. Например, TMS (система управления транспортом) позволяет сократить перепробег авто, а также срок доставки отправлений на 10–25 %. В то же время WMS (система управления складом) на 1/3 уменьшает период времени, необходимый на обработку грузов. Многие компании успешно работают с BigData. Но наступило время объединения всех имеющихся и перспективных цифровых решений. Учитывать следует и тот факт, что возможности некоторых компаний изначально ограничиваются существующей инфраструктурой, а также нормативной базой, которая уже устарела. Эту проблему нужно решать на государственном уровне, с учетом голосов игроков рынка.