Весовой контроль грузового транспорта: кто кого?
Проблема организации весового контроля на российских федеральных трассах стоит давно. Что же мешает внедрить его, как это сделано во всех развитых странах?
Существуют 2 основные причины:
- Недостаточное финансирование.
- Сопротивление бизнеса.
Считается, что большегрузные автомобили наносят серьезный ущерб дорожному полотну. Для уменьшения негативного воздействия вводятся ограничения на общий вес грузовиков и нагрузки на каждую ось. В случае превышения установленных нормативов владельцы транспорта получают штрафы, которые должны пойти на ремонт дорог.
Государство изучило опыт других стран и в качестве эксперимента установило автоматизированный пункт весового контроля на трассе Вологда — Новая Ладога. Результаты его работы оцениваются по-разному. Эксплуатирующая организация убеждена в корректности работы пункта, в то время как водители жалуются на то, что система автоматически добавляет от 30 до 40 % лишнего веса. Это ведет к огромным штрафам, которые ставят владельцев на грань разорения. Выход, считают они, один — объезжать пункты контроля.
Следующим шагом будет создание единой системы весогабаритного контроля. Поскольку у государства не хватает на это средств, было принято решение о заключении концессионного соглашения с негосударственными инвесторами. Одним из участников конкурса стал «Ростелеком». Компания уже установила порядка 50 пунктов взвешивания на региональных трассах. Однако невольные участники эксперимента неоднократно высказывались о том, что и взвешивание, и определение нагрузки на ось, и измерение габаритов проводятся неверно. В результате этого им приходится оспаривать в суде миллионные штрафы, выписанные автоматически. Как утверждает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, проблема приобретает массовый характер. И теперь все нерешенные технические вопросы, существующие на региональных трассах, будут перенесены «Ростелекомом» на федеральные дороги. Примером некорректной работы автоматических рамок послужили штрафы, выписанные в Астраханской области пожарным машинам.
С другой стороны, не надо забывать, что строительство пунктов контроля невыгодно многим транспортным компаниям и коммерческим предприятиям. Многие ТК сознательно идут на трехкратное превышение массы перевозимого груза. В этом случае действительно увеличивается нагрузка на дорожное полотно (это особенно критично в жаркие месяцы), снижаются поступления налогов в бюджет, остаются без работы другие водители.
Предполагаемая концессионная схема не лишена изъянов. Во-первых, «Ростелеком» не намерен единолично нести расходы на технические разработки и установку пунктов весового контроля. Значительная часть средств должна будет поступить от государства. Во-вторых, компания будет получать доходы от штрафов. Например, планируется, что она получит 94 % штрафных средств, выписанных в Астраханской области, в то время как в бюджет пойдет только 6 %. Если сумма штрафов окажется ниже предполагаемой, то государство должно будет доплачивать концессионеру. У перевозчиков в связи с этим возникает резонный вопрос: зачем «Ростелекому» дорабатывать автоматизированную систему, ведь ему выгодно, чтобы она работала некорректно и собирала как можно больше штрафов? Ответа пока нет. В любом случае понятно, что система, построенная без обсуждения и согласования с участниками грузового дорожного движения и бизнесом, не будет функционировать так, как это запланировано.