Виды маркировки грузов
Маркировка груза состоит из цифр (обозначений, знаков). Особый механизм информирует о техниках и методах, которые используют при обхождении с партией транспортируемого товара, его сформированности. Специфическую отметку ставят на упаковочном блоке, таре, снимающейся бирке, непосредственно на продукции.
Грузы и их систематизация
Транспортируемые объекты при грузоперевозках классифицируют по соответствующим показателям:
- По физическому их делят на пять центральных разрядов — твердые, пластические, газовидные, рассыпные, жидкостные.
- По делимости выделяют объекты неразделимые (штучные) и разделимые. К первой разновидности относят товар, который невозможно поделить без повреждения, например трубу, ящик, мешок, проч.
Штучные партии — это объединение предметов, которые отделяются между собой. Однако грузить их навалом запрещено. Из мелкоштучных грузов, состоящих, например, из кирпича, пакетов молока и сока, формируют укрупненные неделимые объекты. В таком виде их перевозить эффективнее.
Генеральные грузы тоже являются штучными. Это обозначено в стандартах ГОСТа 26653-90. В объекты входят, к примеру, металлопродукция, подвижная техника, контейнеры, др.
Делимые по необходимости делят на части, не нанося грузу ущерб (например, песку, воде и др.).
Типы маркировки
К видам маркировки относят:
- транспортный — с содержанием информации о комплектовании, числе заполняемых мест, номере регистрации перевозимой партии груза;
- товарный — с данными об изготовителе и наименовании товара, его специфичности и категории;
- специальный — с предупредительными знаками и отметками о хранении, обращении и перемещении груза;
- отправительский — с указанием реквизитов и принадлежности товара к перемещаемой партии, данные берут из товарно-транспортной накладной (ТТН).
Все знаки, особые рисунки и надписи наносят на тару, непосредственно на продукцию перед погрузкой, а также перед отправкой автомашины или вагона по маршруту.
Требования к маркировке
Отображают на грузе только актуальное, достоверное и отвечающее требованиям маркирование. Надо знать, какие виды маркировки штучных грузов наносят грузоотправители.
- Транспортной помечают каждое отдельное место, на котором установят товарную единицу из партии. Возможны и вариации перевозки однотипной клади автотранспортом, вагоном, контейнером. Тогда маркируют не каждое место, а обозначают общую массу. Нанесение на ярлык надписей, значков осуществляют по ГОСТу 14192-96. Иконку применяют изготовленной в бумажном, картонном, металлическом, фанерном варианте.
- Груз в отсутствии упаковывания маркируют надписью на единичных изделиях, предметах.
- Манипуляторные эмблемы помещают на верхнем углу тары или бирки, повторяют иконку на прилегающих сторонах. По таким знакам определяют температуру хранения и правила погрузки/разгрузки/штабелирования отправлений. Подобное маркирование помечают контрастным окрашиванием: светлое изображение — на темном тоне, белое — на черном. Исключение — колеры, обозначающие опасные предметы.
Основными, дополнительными и информационными текстами оформляют объекты так, чтобы грузчики или получатели смогли распознать конструкт. Если это:
- бочки, барабаны — смотрят на дно;
- ящики, тюки — ищут на одной из боковых частей;
- мешки — выявляют возле шва вверху;
- кипы — распознают на торцовой плоскости;
- транспортные пакеты с отсутствием поддонов или на 4-хзаходных паллетах — определяют на 2-х смежных сторонах, боковой и торцевой;
- транспортные блоки на 2-хзаходных поддонах — находят на 2-х захватных сторонах.
Иные типы тары и неупакованный груз маркируют отметками в удобно расположенных и отчетливо видимых местах.
При невозможности использовать маркировку груза по виду и назначению прямо на объектные места ее ставят на этикетки. Бирки изготовлены из бумаги, картона, металла, пластмассы, ткани. Прикрепляют с помощью клея, винтов, шурупов, шпагата, проволоки. Это зависит от места нахождения бирок — на таре, упаковке или на самом объекте.
Для маркировки металлических изделий в связках без тары и иных похожих партий используют ярлыки из дерева или металла. Их надежно крепят проволокой к грузу.
Способы нанесения маркировки
Особыми типами маркировки груз помечают согласно виду тары. Используют:
- штампование;
- выжигание;
- маркировочное устройство для очерчивания номера, знака;
- вдавливание пометок в плотную плоскость;
- шаблон, окраску;
- литографию, полиграфию, электролиты.
Контейнеры маркируют со ссылкой на норму ISO 6346.
Маркировка внешнеэкономических грузов
Партии, перемещаемые за границы страны, обязательно классифицируют и наносят на них особые знаки. Это позволяет вдобавок обеспечить объектам безопасность при транспортировке. Кроме специфических непременных отметок оставляют также надписи справочного свойства:
- нумерацию заказа (контракта) от поставщика, покупателя из заграничного государства;
- концевую точку доставки;
- маршрут, выработанный для перевозки товара;
- нумерацию заказа-наряда;
- товарную эмблему;
- название или символическое обозначение заграничного получателя;
- марку отправщика партии;
- страну-грузополучателя;
- название станции.
Непременно отмечают габариты, а также объем в м3. Не проставляют величину на объекте менее одного кубического метра. Грузы, идущие в зарубежье, снабжают пометками «Экспорт», «Страна-производитель и (или) снабженец». При этом все отметки для экспортируемой партии (и для импортируемой тоже) пишут на русском и языке адресата, получающего товар.
Заключение
Неправильное, неполное или небрежное маркирование считают одной из причин засылки или утраты документации. С помощью грамотной и полной отправительской маркировки устанавливают принадлежность грузовых мест к конкретной отправке. И если утрачивают перевозочные документы или обнаруживают их отделение от объекта, маркировка облегчит розыск и досылку груза по назначению.