Виды перевозок грузов ЖД транспортом
Перевозки грузов железнодорожным транспортом в нашей стране занимают лидирующее место. Так дела обстоят дела и во многих других странах, в которых развитая сеть железных дорог. Перевозить по железной дороге можно практически любые грузы — штучные, жидкие, сыпучие и крупногабаритные. Единственным ограничением может стать размер груза, по бокам железнодорожного полотна расположены опоры линий электропередач, сверху — контактная сеть.
Лишь они ограничивают размер перевозимого по жд груза. Но даже в таких случаях можно найти выход — на время транспортировки опоры и контактную сеть временно демонтируют. Это очень дорого, но приходится прибегать и к такому варианту, если нет альтернативных способов транспортировки крупногабаритного груза, например по реке или мо морю.
Основным достоинством жд перевозок является их низкая стоимость. Любые виды перевозок грузов жд транспортом значительно дешевле других способов. Например, стандартный контейнер при доставке автомобилем из Москвы во Владивосток обойдется в 400 тысяч рублей. По железной дороге стоимость доставки не превысит 100 тысяч рублей.
Инфраструктура железнодорожного транспорта постоянно развивается. Модернизируются существующие пути сообщения и строятся новые. Существенно сокращается время доставки по железной дороге. На сегодняшний день успешно используются следующие виды перевозок грузов жд:
- Полувагонами.
- Вагонами.
- Контейнерами.
- Хопперами.
- Платформами.
- Цистернами.
- Рефрижераторами.
От того, какие грузы перевозят по железной дороге напрямую зависит способ их транспортировки. Сегодня для каждого типа груза существует не только свой вагонный парк, а разработаны правила и технологии перевозок.
Перевозка полувагонами
Полувагоны — наиболее востребованные, в них перевозят уголь, металлический прокат, сырье для металлургической промышленности и строительства. Полувагон, как видно из названия, имеет открытый верх, что упрощает погрузку и разгрузку, можно разместить любые грузы, которые помещаются в него по длине, ширине и не превышают установленную массу. Например, длинные металлические трубы или сортовой прокат. У полувагонов нет крыши, поэтому перевозить в них можно грузы, которые не боятся воздействия солнца и атмосферных осадков. С недавнего времени в таких вагонах перевозят и удобрения, запакованные в герметичную тару (пленку ПХВ).
Перевозка вагонами
Железнодорожный вагон имеет большой объем в него не проникают солнечные лучи и атмосферные осадки. В таких вагонах можно перевозить все, что имеет длину не более 3.5 метров — именно такие габариты можно погрузить в него. В вагонах транспортируют компьютерную и бытовую технику, стройматериалы и одежду, не скоропортящиеся продукты и многое другое, он надежно запирается и пломбируется после погрузки.
Перевозка контейнерами
На сегодняшний день такой вид железнодорожных перевозок становится популярнее с каждым годом. В герметичном контейнере можно перевозить практически все — от электронной техники, до одежды, мебели и комплектующих к автомобилям. Отправитель (или транспортная компания) доставляет контейнер на станцию формирования состава и забирает его в пункте назначения. Контейнеры устанавливаются на платформах и перевозятся в составе товарных (грузовых) поездов.
Перевозка хопперами
Для транспортировки сыпучих материалов применяются специальные вагоны — хопперы. В такой вагон сыпучий груз загружается в люки, расположенные сверху, а выгрузка из хоппера производится с дозаторов, расположенных в нижней его части. Это существенно упрощает и ускоряет процесс погрузки и выгрузки. Хопперами перевозят сыпучие грузы — зерно, щебень, сырье для металлургии и химической промышленности.
Перевозка платформами
На платформах перевозят передвижную технику, в частности спецтехнику, для дорожных работ. Так же на платформах перевозят крупные промышленные установки — например мощные силовые трансформаторы, которые перевезти автомобильным транспортом невозможно.
Перевозка цистернами
В цистернах перевозят жидкости — нефтепродукты, химические реагенты ит.п. Так же есть цистерны для пищевых продуктов — подсолнечного масла, виноматериала и спирта. По железной дороге безопаснее перевозить опасные жидкости — горючие вещества, ядовитые и агрессивные среды, кислоты и щелочи.
Перевозка рефрижераторами
В рефрижераторах перевозят грузы, требующие соблюдения определенного температурного режима — пищевые продукты и медикаменты. При планировании таких перевозок следует учитывать, что рефрижератор это не отдельный вагон, а целый поезд, который состоит из вагонов с холодильными установками и спецвагонов с обслуживающим персоналом. Поэтому не в каждый населенный пункт будет заезжать такой поезд, и не на каждой станции останавливаться. Экономически целесообразно использовать перевозки рефрижераторами по железной дороге при значительных объемах перевозок.
Виды грузов перевозимых жд транспортом на этом не ограничиваются. Кроме вышеописанных типов существуют и специальные перевозки, например на ракетовозах. Еще недавно, в нашей стране на вооружении состояли ракетные комплексы на железнодорожном ходу. Такой тип вооружения снят с боевого дежурства, и специальные вагоны переданы для гражданских перевозок. Вагоны, в которых перевозились ракеты имеют усиленную колесную базу, что дает возможность перевозить массивные грузы. Кроме этого у таких вагонов автоматически открывающаяся крыша. В такие вагоны можно разместить грузы длиной более 3,5 метров.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- По железной дороге можно доставить любые виды грузов.
- Экономически оправдана доставка больших объемов грузов на большие расстояния.
При планировании доставки железнодорожным транспортом нужно учитывать сроки, которые существенно больше, чем при использовании автомобильного транспорта с помощью автоперевозок.