Виды потерь грузов
Потери грузов разных видов неизбежны в силу разных факторов, основными из которых являются:
- несоответствие места перевозки требованиям, предъявляемым к транспортировке определенного вида груза;
- применение для перевозки средств недостаточно надежных и экономичных, не допускающих вовсе или минимизирующих потери в пути.
Виды потерь при перевозке грузов
- Протечки через зазоры или неплотности в кузове
- Выдувание частичек ветром, в том числе, и возникающим при обтекании воздушными массами подвижного состава
- В случае волнообразного залегания груза, которое приводит к интенсивным потерям при его перевозке, особенно если она выполняется на повышенных скоростях.
- Неравномерность загрузки по всей плоскости грузовой площадки. Например, если у бортов уровень сыпучего материала ниже в сравнении с центральной частью кузова на 20 – 50 сантиметров. Это приводит к тому, что основная масса груза попадает под ветровое давление. При этом выдувание усиливается локальными вихревыми потоками, возникающими у бортов кузова или вагона. При длительной транспортировке потери могут быть более чем существенными.
- Превышение установленных норм высоты загрузки с учетом уровня бортов. Оно обеспечивает прямое и постоянное воздействие на сыпучий материал воздушных потоков в ходе перевозки.
- Осыпание материала, загруженного выше бортов кузова или вагона
- Потери штучного груза при транспортировке
- Потери зерновых во время транспортировки
- Потери наливных грузов
К их возникновению приводят дефекты в кузове, физико-механические особенности груза, ускорения, которым он подвергается в процессе транспортировки, увеличивающие энергию тока, уровень давления в нижних частях кузова в местах образования щелей. Они возникают при не полной заделке щелей, повышении давления груза на отверстия во время движения, в том числе и в моменты ускорения, а также при низкой влажности мелкофракционных сыпучих материалов.
Они имеют место при перевозке сыпучих грузов в открытых вагонах или кузовах авто. При перемещении на дальние расстояния потери сыпучих грузов от выдувания могут быть очень существенными. Способствует увеличению потерь неправильная погрузка, различные нарушения при ее выполнении. В частности:
Кроме этого, способствует выдуванию скорость ветра, передвижения непосредственно самого подвижного состава, расстояние от пункта отгрузки до пункта назначения, влажность груза, а также его гранулометрический состав.
Оно возникает при колебаниях и рывках во время остановки и начала движения, наезда на неровности дороги, ускорения и торможения в пути. Существенные ускорения вызывают осыпание частиц и предметов с верхней части штабеля.
Приводит к потерям желание минимизировать затраты на перевозку, максимально использовать имеющееся или зафрахтованное транспортное средство. По этой причине такой груз как уголь, стройматериалы, кокс загружают с «шапкой», выше уровня бортов. Ее высота зависит от угла откоса, возникающего естественным образом, длина которого по нормам, не должна превышать 70 сантиметров. В противном случае фракции материала не будут удерживаться на этом своеобразном «конусе». Осыпаясь, они будут вываливаться за борта. Что естественно приводит к потерям части груза в пути в результате транспортировки.
Возникают они в случае перевозки штучного груза в открытых кузовах и вагонах без тары, навалом. Особенно увеличивает потери большое количество перегрузок по пути следования, например при доставке морским транспортом с перегрузкой на поезд и последующей – на кузов автомашины.
Потери штучного груза при транспортировке могут быть очень существенными, например, при перевозке обычного кирпича они составляют – 7%, огнеупорного – 10%, стекла 18%, изделий из асбестоцемента – до 5%.
Возникают повреждения при перевозке и бытовой техники, различных машин и оборудования. Имеют место потери, как при транспортировке, так и при перегрузке на перевалочных платформах и базах, при проведении прочих операций, которых не избежать при доставке груза по месту назначения. В частности при маневрах подвижного состава, роспуске вагонов и присоединении их к другим составам, при выгрузке на складах получателя, а также складировании.
К основным причинам порчи груза при перевозке в крытых кузовах и вагонах относится наличие механических повреждений. В частности различные проломы, проколы, потертости приводят к смещению груза во время толков и качения. Они в свою очередь обуславливают сдвиги, смещения или свал перевозимых ценностей. От этих причин уровень порчи составляет аж 49%. При перевозке в нестандартной или некачественной таре потери составляют до 23%. Из-за неправильной укладки его в кузов бой может достигать 21%. Ненадежные запоры и прочие причины приводят к порче до 6%, перевозимых товаров и сырьевого материала.
При их автоперевозке потери могут быть двух видов – количественные и качественные. Первый вид обусловлен загрузкой зерна в плохо очищенный вагон или кузов, в котором не проведена дератизация и дезинсекция либо его неприспособленностью для транспортировки подобных ценностей. Кроме этого причиной убыли, может быть, длительный период пребывания зерна в пути, в результате нарушения сроков доставки получателю.
К числу качественных относится уровень влажности и засоренности зерна, заражения его вредителями. Повышенная влажность может привести к возгоранию в пути. Поэтому ее уровень не должен превышать 16%.
Приводят к ним испарения, частые переливы в процессе доставки к конечному пункту, утечки по причине наличия в резервуарах трещин, щелочек. В среднем потери при транспортировке по этим причинам, например, нефтепродуктов составляют около 0,6 тонны с одного вагона. Приводит к утере части наливного материала во время транспортировки и выветривание через неплотно закрытые люки, не герметичные смотровые окна. Они обуславливают потери наиболее ценных легких составляющих жидкости.
.jpg)